aif.ru counter
0 154

«Лучше рекламировать одеколон, а не банк». Анатолий Узденский о профессии

Как не превратить Островского в капустник?

нередко современные режиссеры переосмысливают классику.
нередко современные режиссеры переосмысливают классику. © / Анастасия Здорик / АиФ

Знаменитый актёр Анатолий Узденский 15 лет назад уехал из Новосибирска в Москву и стал там звездой. Но до сих пор считает, что в столице он в творческой командировке.

Мечты о новой волне

Юрий Татаренко, корреспондент «АиФ-Новосибирск»: Анатолий Ефимович, сейчас часто звучит мнение, что интерес к «пище духовной» в обществе утрачивается: в театр люди не ходят, книг не читают. Массовое сознание захватили гаджеты. Должен ли театр трансформироваться под запросы общества?

Анатолий Узденский: Когда нам заявляют: смотрите, сейчас мы выйдем с гаджетами в руках, и это будет означать, что мы играем современный спектакль. Как правило, это всегда неудачная попытка осовременивания классического материала. Мне же нравится, когда коллегам удаётся передать дух эпохи, заявленной автором пьесы. Но проще сработать на внешнее: довелось видеть, как Гурмыжская в брючном костюме под хиты 60-х годов продаёт лес… Братцы, помилосердствуйте: не надо превращать Островского в трёхчасовой капустник!

Юрий Татаренко: Как вам кажется, сохранилось ли нынче такое явление, как театр-дом?

– Пожалуй, только в глубокой провинции. Ни в Новосибирске, ни тем более в Москве такого больше нет. Артисты стали всё активнее подрабатывать на стороне. И во время репетиции и даже на спектакле читал в глазах партнёров: «Извините, мне нужно срочно бежать на халтуру!» В наше время коллеги после спектакля не разбегались по домам, заводили бесконечные разговоры о театре, о жизни…

– Есть ли творческие планы, связанные с Сибирью?

– Я люблю Новосибирск, меня тянет сюда. Собственно, всё, что мог получить в Москве за 15 лет, я получил. Теперь мечтаю создать в Новосибирске новую классную антрепризу – что-то наподобие столичного Театра наций: с приглашением известных режиссёров, артистов, художников, музыкантов. И запустить здесь новую творческую волну – а то народ варится в собственном соку… Понимаю, что есть целый ряд сложностей – с тем же помещением, к примеру. Для начала можно арендовать крыло какого-либо ДК – и стоит это совсем не дорого.

– Вы уехали покорять театральную Москву зрелым мастером. А что посоветуете молодому артисту, решившему уехать из провинции?

– В платоновской «Шарманке» председатель колхоза говорил: главное в жизни колхозника – это терпёж! Так вот, столицу за месяц–два не покорить никому. Хочешь успеха – терпеливо шагай по ступенькам карьерной лестницы. Проведу аналогию: хочешь разбогатеть – не надейся на выигрыш в лотерее. Своё имя ты должен заработать. Иного пути нет.

И не надо бояться конкуренции. Любой из знакомых мне новосибирских артистов мог бы успешно работать в Москве! Мне повезло: «Современник» искал артиста на роль Чебутыкина. Так – после показа и одобрения Галины Борисовны – я оказался в прославленной труппе.

– А в рекламу вас приглашают?

– Было дело. Но не как звезду, конечно. Не срослось: думал, если уж кого-то рекламировать, так надо и получить за это приличные деньги, отработать за обычную ставку – смысла нет.

До этого у меня уже был отрицательный опыт. В «лихие 90-е» в Новосибирске прорекламировал в ролике акции кофейни: выходил на экран со словами «Вот и кофейку попью, и дивиденд получу!» Заплатили ровно на бутылку – какие уж тут акции! Реклама шла довольно долго. А потом вдруг меня встречает женщина: «Вы же Узденский? А ведь мы вам поверили… Но ваша кофейная фирма оказалась мыльным пузырём». Мне стало стыдно, начал оправдываться: «Но ведь я же не говорил, что вот я, Узденский, рекомендую, гарантирую, вы не прогадаете… Я просто играл очередную роль!»

После этого случая понял: лучше рекламировать одеколон, а не банк. Тот может лопнуть в любой момент, а все шишки – на тебя. И, разумеется, надо сто раз подумать, прежде чем согласиться рекламировать что-то явно недобросовестное или плохого качества.

Что будет завтра?

– Вы успешно сочетаете актёрство, режиссуру и работу над прозой. Вы автор двух книг: «Как записывают в артисты» и «Мальчик, который смеялся в цирке»…

– Считаю вторую книжку дополнением к первой. Помню, в детстве мне очень понравился клоун – я так ржал, что весь зал начинал смотреть не на него, а на меня!

– А, к слову, что сейчас вас смешит, забавляет?

– Конечно, сейчас я улыбаюсь гораздо реже – в силу возраста. Многое уже видел и многое уже не смешно. Юмористические телепередачи не могу смотреть! Разве что на Ваню Урганта – безусловно, это незаурядное явление на телевидении. Он жутко остроумный, с моментальной реакцией.

Могу поржать от души с друзьями. На днях с Володей Лемешонком встретились – на закрытии сезона в «Факеле». Повспоминали молодость, посмеялись…

– Новые рассказы пишете?

– Да, в этом году в «Сибирских огнях» дали мой цикл рассказиков «Как я снимался в кино». И даже небольшой гонорар заплатили. Есть ещё небольшая подборка неопубликованных рассказов «Разговоры с матерью».

Пишу по настроению. Ни дня без строчки – не мой подход. Профессиональные литераторы трудятся ежедневно по 6–8 часов. Извините, ребята, у меня работа другая! Писателем себя не мню. Просто рассказываю интересные истории, что произошли со мной, и, как правило, ничего не выдумываю (хитро улыбается).

– Последний вопрос: в каких ситуациях Узденскому приходится себя обуздывать?

– За столом! (смеётся). Люблю вкусно поесть, не стану скрывать. А если серьёзно, то нередко хочется поспорить с режиссёром. Жаль, они это очень не любят – тускнеют глазом, начинают сетовать на дефицит съёмочного времени…

Но есть исключения. С Егором Анашкиным мы довольно легко сработались. И как только у него появляется подходящая роль, он меня зовёт. В 2012 году в маленьком сериале «Самозванка» я сыграл у него бродягу-пьяницу. Мы много чего придумали в работе над этим образом, 90% моих предложений было принято. В таком доверии приятно работать. Алексей Петренко потом признался: «Я из-за вас весь сериал посмотрел. Жаль, что раньше вместе не снимались». А я же всю жизнь работал за Уралом – в театрах Новосибирска, Томска, Тюмени, Павлодара.

У киноартистов – тоже интересная жизнь: сегодня работы нет – но ты не знаешь, что будет завтра! (улыбается). Но надежда и оптимизм живут внутри. Без этого просто нельзя.

Юрий Татаренко

Анатолий УЗДЕНСКИЙ.
Родился в 1952 году. Народный артист Российской Федерации. Окончил Новосибирское театральное училище в 1975 году (курс К. С. Чернядева). Служил в Новосибирском драматическом театре «Старый дом» и Санкт-Петербургском «Театре на Литейном». С 2005 года – актёр Московского театра «Современник». Участник спектаклей «Три сестры», «Поздняя любовь», «Мален», «Виндзорские насмешницы», «Три товарища», «Джентльменъ», «Шарманка». Снялся в кино- и телефильмах «Рой», «Дом на набережной», «Тупой жирный заяц», «Краткий курс счастливой жизни» и мн. др.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Сколько дней будем отдыхать на праздники в ноябре?
  2. Как собрать ртуть из разбитого градусника?
  3. Как правильно просушить погреб?