aif.ru counter
Светлана Фролова 0 42

Музыка внутри . Сибирский пианист-виртуоз Денис Мацуев о классике

«Привлекать новую публику в залы академической музыки нужно в первую очередь с помощью радио», – считает Денис Мацуев.

Денис Мацуев ищет талантливых детей.
Денис Мацуев ищет талантливых детей. © / STA82 / pixabay.com

На прошлой неделе в Новосибирск приехал желанный гость из Иркутска – пианист Денис Мацуев. Он дал концерт в зале Каца, который по такому случаю в очередной раз был забит до отказа, а юные новосибирские музыканты смогли посетить репетиции виртуоза. Может быть, кто-то из них тоже станет стипендиатом межрегионального благотворительного фонда «Новые имена», который с 2008 года возглавляет Денис Мацуев – один из первых его стипендиатов. Корреспондент «АиФ-Новосибирск» пообщался с пианистом и узнал много интересного о классической музыке и ее популяризации.

Наши на афишах

Светлана Фролова, «АиФ-Новосибирск»: Как вы ищете талантливых детей по всей стране?

Денис Мацуев
Денис Мацуев Фото: АиФ/ Валерий Христофоров

Денис Мацуев: Фонду «Новые имена» на будущий год исполнится тридцать лет. Когда в 1989 году Иветта Воронова поехала по всему Советскому Союзу собирать команду молодых исполнителей – меня, например, нашли в Иркутске и пригласили в Москву. Такая помощь и по сей день предоставляется молодым талантам. А мы – те, кому она когда-то помогла, – дали негласную клятву Иветте Николаевне, что будем продолжать её дело: теперь наша миссия заключается в том, чтобы раскрывать молодых, помогать им правильно развиваться. Но самое главное – сначала найти эти искорки.

Фонд «Новые имена» – это абсолютно беспрецедентная «семья». В Новосибирске мы несколько лет назад отбирали детей. Надеюсь, что в будущем году мы приедем вместе с замечательными педагогами, они будут проводить свои мастер-классы, по итогам которых мы вручим свои стипендии, инструменты и будем давать детям самое главное – возможность выступать на сцене. Быть востребованным и вариться в среде себе подобных – вот что для талантливого ребёнка действительно очень важно.

Сейчас, если вы увидите на афише России или любого другого зала мира русское имя – это на 99% выходец из нашей «семьи». Начиная с Алексея Огринчука и Аркадия Володося – все музыканты моего поколения – это выходцы из «Новых имён». Один из последних – Иван Бессонов. Его мы послали на «Евровидение». В общем, если видите на афише русское имя – это наши люди.

Светлана Фролова: Недавно в Иркутске отгремел очередной музыкальный фестиваль «Звёзды на Байкале», организатором которого тоже являетесь вы. Каковы главные условия создания такого грандиозного праздника?

– Во-первых, любовь к своей земле, потому что Иркутск для меня – самое уникальное место на планете. Каждый раз, когда происходит закат и нужно уезжать на следующий день в Москву, у меня начинается истерика: потому что я не хочу уезжать из своего дома, от друзей, с Байкала. Так было в 1991 году – когда мне нужно было ехать в Центральную музыкальную школу в Москву. И когда я придумал этот фестиваль в 2004 году – это в первую очередь было возможностью показать своей любимой публике уже тех друзей, дорогих музыкантов, которые никогда в Иркутске и не были. Сразу приехали Спиваков, Образцова, Ротенберг, Федосеев... И я был один из самых счастливых людей. Потому что мои родственники – а всех живущих в Иркутске я считаю своими родственниками – увидели и услышали вот это. И теперь, за эти 13 лет фестиваль действительно стал очень серьёзным. Я рад за Вадима Репина, который здесь проводит свой фестиваль, и прекрасно понимаю, что это нелегко. Но я уверен, что всё у него получится – потому что это тоже всё родное. Кстати, Новосибирск для меня не менее родной город, чем Иркутск, потому что столько здесь было переиграно, столько у нас здесь возникло взаимоотношений с потрясающей публикой. Я всегда говорю что сибиряки – это национальность, и всегда буду это утверждать.

– На фестивале, который проходит в начале осени, вы предлагаете гостям нырнуть в Байкал. Как появилась эта традиция?

– Местные это не очень практикуют, честно говоря. Но я попробовал на одном из первых фестивалей, когда Гергиев приехал и занырнул – он любит холодную воду. И я тоже с ним прыгнул. Никто не заболел, зато был невероятный концерт. Какой-то драйв был – особенно после Байкала. После этого индийский дирижёр Зубин Мето, которому 80 лет! – тоже не избежал этого соблазна. Я потом самолично отпарил его в бане. Но, конечно, это чудо, потому что Байкал – совершенно магическое место на земле. И не только потому, что это самое глубокое озеро и самая чистая вода в мире! Он ещё и даёт уникальную энергетическую подпитку. Мне хватает того заряда, который я получаю на фестивале, на полгода.

Классику – людям!

– Новосибирск чем-то выделяется среди гастрольных городов?

– Особые отношения у нас были с гениальным Арнольдом Кацем, который 20 лет назад аккомпанировал мне в финале конкурса Чайковского. Наша дружба началась мгновенно. Я преклонялся всегда перед его личностью. Потому что создать такой оркестр не в Москве и не в Петербурге мог только человек с особым масштабом личности и таланта. И с оркестром мы много переиграли. Вот все говорят: у тебя сейчас много публики. Я отвечаю – это результат большого долгоиграющего любовного романа, потому что для меня успех в нашей стране – это не сиюминутное какое-то озарение, а долгоиграющие серьёзные отношения. Каждый выход на сцену – это огромное удовольствие и в то же время – огромное испытание.

– А между тем у молодёжи сейчас популярны рэп-исполнители… Как вы относитесь к «другой» музыке, не академической? 

– Я не из тех, кто будет клеймить всё, что не связано с академической музыкой. Уверен, что в каждом жанре есть свои талантливые люди, не случайно имеющие популярность во всём мире. Кстати, рэп мне, допустим, ближе, чем поп-исполнители. Не говоря уже о рок-музыке, которая очень близка. Я большой поклонник классического рока! И знаком со многими великими рок-музыкантами. Но рэп – это же скорее такая мелодекламация в разном ритме. Я бы не назвал это музыкой... Это поэзия в «долбёжке».

Но тем не менее я очень часто думаю: вот люди просыпаются утром, садятся в свои машины и включают радио – радиостанции, которые друг от друга, особенно в регионах, не отличаются совершенно ничем. У нас практически полностью отсутствуют в регионах классические радиостанции. Но поверьте, огромное количество людей, которые хотят слушать классическую музыку – простые смертные. Только в Москве есть радио «Орфей» – которое, к сожалению, не ловится нигде в регионах, – и этот вопрос нужно обязательно решить! Ведь когда говорят о привлечении новой публики в залы академической музыки – вот с этого всё начинается, с радио. Такие проекты, как «Синяя птица», – это же тоже просто бомба, прорыв на нашем телевидении: говорили, что академическую музыку не слушают массы. И получилось так, что в прайм-тайм, в воскресенье на федеральном канале звучит классическая и джазовая, народная музыка в исполнении феноменальных детей, и это смотрят десятки миллионов человек! Вот вам доказательство того, что уже не все хотят слушать то, что звучит в машинах с утра.

– А что вы сами слушаете в автомобиле?

– Я не слушаю: у меня внутри всегда звучит музыка.

Денис МАЦУЕВ.
Родился в Иркутске в 1975 году. В 1990 году вместе с семьёй переехал в Москву и поступил в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории. В 1991 году стал лауреатом Международного благотворительного общественного фонда «Новые имена», благодаря чему посетил с концертами более 40 стран. В 1993 году поступил в Московскую государственную консерваторию. Российский пианист-виртуоз и общественный деятель. Народный артист РФ (2011). Лауреат Государственной премии РФ (2009).


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Сколько дней будем отдыхать на праздники в ноябре?
  2. Как собрать ртуть из разбитого градусника?
  3. Как правильно просушить погреб?