0 36

«На сцене нужно быть поэтом!». Вадим Репин о музыкальной культуре

Как превратить столицу Сибири в Париж?

Зрители и музыканты связаны.
Зрители и музыканты связаны. © / Пресс-служба новосибирской филармонии

«В Новосибирске у меня очень много близких друзей – ещё со школьных времён. Встречи с ними – зарядка положительными эмоциями. Рад, что удаётся приглашать в Сибирь прекрасных музыкантов, звёзд первой величины. Но здесь знают и слышали далеко не всех лучших музыкантов современности. В Токио, Париже, Москве звёзды гастролируют гораздо чаще. Поэтому очень хочется превратить столицу Сибири в Париж!» – говорит победитель международных конкурсов Вадим Репин.

Прикованные цепью на галерах

Юрий Татаренко, корреспондент «Аиф-Новосибирск»: Классическая музыка не проста для восприятия. А в чём её притягательность?

Вадим Репин: Во время концерта в зале воцаряется колоссальная энергия. Артисты вкладывают в музыку всю душу. Порой происходит непредвиденное: рвётся струна, смычок падает на пол. Это тоже часть этого бурления. Публике и музыкантам нравится ощущать себя в неразрывной связке.

Для хорошего выступления должны совпасть все звёзды. Всё имеет значение: какая публика пришла, в какой я форме, что за настроение у партнёра, какое произведение исполняем…

Иногда для того чтобы концерт удался, приходится прикладывать огромные усилия. Но, бывает, чудо случается само по себе – когда все воодушевлены и после поклонов на седьмом небе от счастья.

Юрий Татаренко, корреспондент «Аиф-Новосибирск»: Попробуем поверить алгеброй гармонию. Вопрос о пропорции формы и содержания. Мне кажется, что большой музыкант – это 100% техники и ещё 200% – его душа. Согласны?

– 300% – это, пожалуй, для любого многовато (улыбается). Но, безусловно, музыкант должен быть технически оснащён, ему необходимо уметь работать с партитурой. Невероятное везение – встретить тех, кто сильно воздействует на тебя, формирует музыкальный вкус…

Творческий процесс бесконечен: пробуешь что-то новое, ошибаешься, исправляешься. У меня было очень много случаев, когда кардинально менялись видение, трактовка того или иного произведения.

– А ещё музыкант – это галеры, где железные цепи – воля, дисциплина, характер. Интересно, есть ли недостатки у Вадима Репина?

– Дело в том, что любая черта характера может считаться как достоинством, так и недостатком. Не люблю себя ни хвалить, ни критиковать. Но назвать себя волевым и терпеливым – безусловно, могу. Вообще, музыканту следует придерживаться спортивного стиля жизни. Иначе – прощай, карьера…

– В России нередко талант и слава – две вещи несовместные. Это закон жизни?

– Начнём с того, что жизнь по своей сути несправедлива. Это сложный и глубокий вопрос – о справедливости. Я верю в высшую справедливость. Но то, что порой происходит у нас на глазах, справедливостью не назовёшь…

В мире музыки много различных примеров несоответствия славы и таланта. На всё есть свои причины – от тупого невезения до проблем со здоровьем. Бывает, что человек, как говорится, неадекватен, а талант – бешеный. И где тут искать справедливости? Психически неуравновешенный музыкант никогда не сделает карьеры. Ну а если она ему и не нужна? Несколько человек считают его богом – и ему этого достаточно…

Страдивари 2.0

– Какая из наград и побед вам наиболее ценна?

– В 11 лет на конкурсе Венявского в Люблине я нахватал все премии. Когда ты ребёнок, выигрывать – азартно. Труднее всего – физически и психологически – досталась победа в Брюсселе в 1989 году на конкурсе имени королевы Елизаветы. Во времена СССР это был единственный шанс войти в музыкальную элиту. Но этого же хотел каждый более чем из сотни конкурсантов. Нервозности добавляло и то, что я представлял великую державу – попробуй не выиграй! Конкурс в Бельгии проходит месяц. Это очень долго. Было сложно. К примеру, конкурсантам предстояло выучить новое произведение за 6 дней. Кроме того, необходимо иметь огромный репертуар – то, что предстояло исполнить, объявляли за 10 минут до выхода на сцену. Мне помог выиграть сибирский характер. Хотя с одним характером в музыке мало чего добьёшься – на сцене нужно быть поэтом.

– На дворе век компьютерных технологий – но «Скрипки Страдивари 2.0» ещё не создано. Это хорошо или плохо?

– С одной стороны, это плохо. Потому что купить хороший аутентичный инструмент может позволить себе далеко не каждый: цены на скрипки Страдивари зашкаливают за 15 миллионов евро. В то же время игра на старинном инструменте вызывает особый трепет, и какие-то нюансы невозможно повторить даже при помощи нанотехнологий.

– Как достижения научно-технического прогресса отражаются на музыкальной сфере?

– Многие коллеги успешно экспериментируют в области цифровой музыки. А я человек консервативный. Брамс написал свою музыку без использования каких-либо высоких технологий. И у него хорошо получилось.

– Что помогает вам развиваться как музыканту и личности – и что мешает?

– Конечно же, меня заряжают и музыка, и коллеги. А мешает только одно – отсутствие свободного времени. Стал замечать, как быстро летит жизнь…

Хотя надо согласиться с мудрецами: человек – хозяин своего времени. Ты также должен сам определять и вектор своего развития. И если считаешь нужным развиваться, ты развиваешься. Хочешь сменить профессию – вперёд. Главное – не останавливаться. И всё получится.

– В музыкальном мире больше дружбы или конкуренции?

– Затрудняюсь ответить. Мне кажется, дружбы и коллегиальности больше. Безусловно, конкуренция тоже есть. И это нормально, без неё нет роста. Зависти и ревности среди музыкантов мало – в силу того, что мы не так часто видимся. Каждый ведёт свой сезон и старается делать это максимально хорошо. И вопрос конкуренции меня никогда особо не заботил. Когда ты поглощён работой, нет времени задуматься, у кого дела идут лучше.

Вообще-то, музыка – искусство диалога. Диалог для меня – нормальная форма существования как для артиста, так и для человека. Искусству диалога человек учится всю жизнь.

Юрий Татаренко


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Как правильно просушить погреб?
  2. Что делать, если вы заблудились в лесу?
  3. Как отличить ядовитый борщевик от лекарственного?