aif.ru counter
Юрий ТАТАРЧЕНКО 77

Томский скульптор Леонтий Усов: «Жить надо вперёд и вверх, как Гагарин»

​Не так давно в Арт-цоколе Новосибирского государственного художественного музея открылась персональная выставка томского скульптора Леонтия Усова «Сибирский валенок»

Всероссийскую известность мастеру принесла скульптура «Антон Павлович Чехов в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку».
Всероссийскую известность мастеру принесла скульптура «Антон Павлович Чехов в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку». © / Пресс-служба НГХМ / Из личного архива

Всероссийскую известность мастеру принесла скульптура «Антон Павлович Чехов в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку», установленная на набережной Томи в 2004 году к 400-летию Томска. Невысокий бронзовый памятник вызвал множество споров, протестов и недоумений, но в конце концов стал считаться визитной карточкой города. Усов также является автором памятника футбольному болельщику, установленного на трибуне томского стадиона «Труд».

Сибирский папа Карло

В творческой биографии Усова – немало интересных страниц: Леонтий Андреевич служил актёром в театрах Ачинска, Брянска, Горно-Алтайска, Йошкар-Олы, Твери, Томска. Создатель (вместе с журналистом Виктором Ниловым) театра «Томский МХАТ» (Махонький Художественный Асимметричный Театр). Именем Усова назван сквер в Томске возле трамвайной остановки «Улица Чкалова».

На вопрос, с чего начинался Усов-скульптор, Леонтий Андреевич улыбнулся: «В один прекрасный момент я понял, что искусства в театре нет, есть высокое ремесло. А как оставить след в искусстве? Надо же наследить. Недолго думая, взял карандаш, стал учиться рисовать, освоил графику, живопись, потом как-то незаметно перешёл в скульптуру. Вот так закончилась моя актёрская жизнь. Первая выставка работ состоялась в 1995 году, организовал её Александр Ширвиндт, за что я ему бесконечно благодарен».

В новосибирскую экспозицию вошли 44 работы из кедра и берёзы, выполненные в различных стилях и в разные периоды творчества: Мейерхольд, Горький, Чехов, Микеланджело, Данте, Пикассо, Гоголь, Бетховен, Галанин, Сукачёв, Агузарова… Печальный Станиславский на скамье – макет памятника, который планируется установить в Москве.

Усов привёз в Новосибирск не только скульптурные портреты. Крайне интересно рассматривать работу «Река забвения». Человек погребён толщей воды. Его руки воздеты к небу, их видно по локоть. Вместо лица – только нос. Вольготно чувствуют себя на поверхности мифической реки Леты только опавшие листья.

Вызывают множество ассоциаций работы «Язык мой», «Пригвождённый», «Телефон», «Поцелуй», диптих «Путь наверх» и «Путь вниз». В память о своём актёрском прошлом Усов сделал «Белого клоуна». «Профессия артиста – сложна, трудна, жестока. Нередко тебе хочется плакать, а надо смеяться!» – признаётся Леонтий Андреевич.

Ещё одно воплощённое воспоминание о театре – скульптура пожилой женщины «Одинокая», сделанная в далёком 1972 году из берёзового полена, взятого за кулисами томского ТЮЗа.

«Это уже шаманство»

Усов отличается весьма необычной трактовкой. К примеру, характерной деталью скульптуры Шекспира стала трещина в голове великого драматурга, символизирующая, как заявил автор, знаменитый шекспировский вопрос: «Быть или не быть?»

На выставке в НГХМ – два Пастернака. А Сальвадору Дали посвящено сразу 5 работ. «Дали – художникообразующий творец. Его произведения позволяют проявляться буйству фантазии. С другой стороны, жизнь Дали – это пример многолетнего самопоедания», – отмечает Усов.

Центральное место в экспозиции занимает «Сибирский валенок» – ещё один будущий памятник. В этой работе обращает на себя внимание каждая деталь. Усов дал подробный комментарий: «Замочек на ушке – символ надёжности сибиряка. Незастёгнутая пуговица – образ свободы. Большая полузаштопанная дыра говорит нам следующее: нефть и газ добываем, а все налоги в Москву уходят! Венчает валенок кулак с огромным указательным пальцем, похожим на стартующую космическую ракету. Что я хочу этим сказать? Жить надо вперёд и вверх – как Гагарин. Рядом с валяной обувкой – ключ, отсылающий нас к тайне сибирского замеса, и кубик, говорящий о небывалом азарте жителей Сибири. Конечно же, горжусь, что я сибирский валенок, потому что мы крепкие и простые и нас ничем не возьмёшь!»

Скульптор не скрывает, что сложные композиции созданы им не из цельного куска дерева. К примеру, Горький состоит из 7 фрагментов, а Моцарт – из 27. Перед нами – голова композитора, обе руки опёрлись на трость, между пальцев – сигарета с мундштуком. У Юрия Шевчука – настоящие очки.

«Кедр – превосходный материал для работы. Ощущение, будто леплю из него, а не вырезаю. Технология изготовления скульптурного портрета довольно проста. Берёшь фотографию, рисуешь образ. Потом приступаешь к работе с деревом. Если что-то запорол – поправляешь. В среднем на одну работу уходит две недели. Главное – сделать живыми глаза. Но это уже шаманство, я не знаю, как это получается», – рассказывает скульптор.

Изюминка выставки – 18 фотографий Вячеслава Гребнева в серии «Усов в мастерской». «Двери никогда не закрываются – народ у меня постоянно, тем более что мастерская на первом этаже. Но от работы отрываться нельзя. Спасает состояние публичного одиночества, хорошо знакомое по годам актёрства!» – смеётся Усов.

На вопрос о самой любимой, важной, ценной из своих семи сотен скульптур Леонтий Андреевич ответил не задумываясь: «Самая любимая – та, над которой в данный момент работаю, сейчас это Пушкин. Ещё задумал скульптурную группу «Гоголь, Пушкин и Чехов, играющие в карты» – наверное, летом засяду!»

Один из гостей выставки, новосибирский художник Владимир Авдеев, вспоминает: «Первый раз Усов выставился в Новосибирске ровно 20 лет назад, в арт-галерее «Чёрная вдова». А познакомились мы с Леонтием ещё раньше, когда он был артистом томского ТЮЗа и ничего не предвещало дальнейшего взлёта». Его работы поразительны.
Своеобразие Усова – в необычной работе с пространством. Налицо и природное остроумие, ироничное отношение к жизни. Исторический факт: памятники, поставленные при жизни автора, ругали везде и всегда. Это же пережил и Усов. Но теперь все гости Томска фотографируются с Чеховым на набережной! А ещё эта скульптура изображена на афише Одесского театра, где идёт спектакль по чеховским произведениям…

В апреле экспозиция уедет из Новосибирска в Брянск на Международный фестиваль искусств «Плюс театр».

Досье

Леонтий Усов.

Отметил в прошлом году своё 70-летие. Заслуженный художник России, почётный академик Российской академии художеств, основатель Томской гильдии художников, председатель жюри Международного фестиваля-конкурса «Праздник топора». В основном работает с деревом. Специализация – образы известных людей: писателей, поэтов, артистов, режиссёров, философов. Автор более 700 работ, представленных в 27 музеях России и мира: к примеру, в Мелихово, Шахматово, «Бородинском поле», Тарханах, Болдино, Михайловском, Сростках, в Международном культурном центре искусств им. Соломона Михоэлса, Бахрушинском музее, а также в Музее истории «Битлз» в Ливерпуле, в Доме-музее Шекспира в Стратфорде, в Пушкинском доме в Лондоне, в Музее искусства и археологии в Оксфорде. Усовские скульптуры также украшают частные коллекции – в том числе Путина, Горбачёва, Лужкова, Тулеева, Евтушенко. У Леонтия Усова десятки персональных выставок, среди которых – «Идолы русского рока» (Москва), «Звёзды Голливуда» (Лос-Анджелес), «К 150-летию Чехова» в Лондоне и Ливерпуле. За серию портретов классиков отечественной литературы Римма Казакова вручила Усову билет почётного члена московской писательской организации.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Как прошли чемпионат Томской области и этапы кубка Сибири по трофи-рейдам?
  2. Какие новости о строительстве федеральной трассы Бийск – Абакан?
  3. Как прошли учения спецназа Центрального военного округа?