Екатерина СОСНИНА 0 25

Не спешите их хоронить. Любители ретротехники реставрируют старые машины

Корреспондент АиФ-Новосибирск узнал, почему реставрация ретроавтомобилей становится всё более популярным увлечением

Павел Гуменюк с единомышленниками собирали ЗИМ по винтику
Павел Гуменюк с единомышленниками собирали ЗИМ по винтику © / Анна Талина / АиФ

Молодёжь объединяется в клубы любителей повозиться с железками. Объекты для реставрации привозят буквально со свалок. Состоятельные люди выкладывают миллионы за старинные авто в отличном техническом состоянии.

Знатоки советуют сибирякам, в чьих гаражах сегодня стоят старые «жигули», «москвичи» и «тойоты», не спешить сдавать их в металлолом – через 10–20 лет сегодняшний автохлам будет иметь большую ценность.

Авто американских гангстеров

В коллекции новосибирского клуба любителей ретротехники – около 20 машин и мотоциклов. Большинство из них куплены у владельцев, собиравшихся сдать транспортные средства в утиль. Часть отреставрированных машин хранится в помещении мастерской, часть – в личных гаражах членов клуба. В ближайшем будущем, надеются активисты, в городе появится музей ретротехники, в котором все желающие смогут осмотреть и потрогать старинные автомобили.

Пожалуй, одним из самых интересных экспонатов музея станет «Бьюик» 1940 года выпуска. Новосибирские активисты купили его в Канаде. Сейчас он представляет собой пустой кузов с остатками двигателя под капотом. За 77 лет машина нигде не проржавела и даже краска тёмно-зелёного цвета почти не облупилась. Кирилл ВЕСЕЛКОВ, сотрудник мастерской, говорит, что в Америке в те времена это был гангстерский автомобиль, что-то типа ВАЗ-2108, получившего прозвище «зубило», у отечественных «братков» из 90-х.

Одна из жемчужин коллекции ретроклуба – уже отреставрированный ЗИМ 1954 года выпуска. Павел ГУМЕНЮК вместе с единомышленниками собирал его буквально по винтику. В ретромастерской Павел работает пятый год. Сначала занимался шпаклёвкой, покраской. Сейчас – снабженец. Доставать запчасти для старинных машин – очень сложно. Порой детали приходится вытачивать вручную. Поэтому у большинства ретроавтомобилей «начинка» современная. Например, у ЗИМа, что в коллекции ретроклуба, – японский двигатель от «Тойоты Марк II», автоматическая коробка передач, резина yokohama, система климатконтроля, электростеклоподъёмники.

Впрочем, говорит Павел, советский автопром 50-х годов тоже выпускал автоматические коробки передач и электростеклоподъёмники. Но устанавливались они исключительно в машинах премиум-класса, на которых ездили представители партийной элиты, директора крупных заводов. ЗИМ – как раз такая машина. В 1954 году она стоила 40 000 рублей. Из «простых смертных» купить эту роскошь могли разве что шахтёры – представители самой высокооплачиваемой профессии в СССР. Поэтому сейчас больше всего ЗИМов сохранилось в Кузбассе.

Миллион за «инвалидку»

Со Станиславом КУДИНОВЫМ мы общаемся в шикарном салоне «Чайки». Передвигаться на машине с кузовом длиной 6 м по улицам современного города – непросто. Другие водители понимают это и пропускают нас, приветственно мигая фарами и поднимая вверх большой палец.

По профессии Станислав – автомаляр: «Красить обычные автомобили – это просто работа. А восстанавливать старинные машины – это творчество».

Кстати, Станиславу доводилось реставрировать не только автомобили, но даже пулемёт «Максим» времён Гражданской войны. Его в ретромастерскую принёс один частный коллекционер.

К сожалению, об истории ретроавтомобилей в новосибирской коллекции практически ничего не известно. Зато энтузиасты с охотой рассказывают, как происходит сам процесс реставрации.

Сначала из машины вытаскивают все «внутренности». Затем пустой кузов «пескоструят» – обрабатывают абразивным порошком на основе песка, распыляемым потоком воздуха. Детали, повреждённые коррозией, заваривают, шпаклюют. Потом красят в камере.

Пожалуй, один из самых сложных и дорогостоящих этапов работы – воссоздание отделки салона. Например, «изюминкой» ЗИМа были хромированные детали. Сейчас стоят они очень дорого: передний бампер – 100 тыс. рублей, решётка радиатора – 140 тыс. Современная рыночная цена ЗИМа – от 100 тыс. за ржавый кузов до 25 млн – за шикарный экземпляр. Ну а в среднем – 2–2,5 млн руб.

Цена ретроавтомобиля зависит от того, насколько массовым «тиражом» он был выпущен. Самые редкие из отечественных – ЗИМы и «Победы». А ещё «Москвичи 412». Их, конечно, было больше, чем ЗИМов. Но автомобиль был дешёвый, поэтому большинство «москвичей» закончили свой жизненный путь на свалке. Те, что остались, представляют большую ценность.

В коллекции новосибирских любителей автостарины есть почти уникальный экземпляр – СМЗ (Серпуховский моторный завод). В простонародье эту машину называли «моргуновка» – по фамилии артиста Моргунова, снявшегося на этой машине в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Эта модель при социализме бесплатно выдавалась инвалидам. Сейчас коллекционеры выкладывают за неё 1 млн руб.

«У каждой машины, как у человека, есть судьба. Некоторые умирают молодыми. Другие живут долго. Я даю машине второй шанс на жизнь, – Павел Гуменюк объясняет, в чём кайф работы по реставрации автомобилей. – Самое интересное, что некоторые из этих машин переживут нас, если им повезёт с хозяевами».


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Как будем отдыхать на майские праздники?
  2. Где можно сдать кровь в Новосибирске?
  3. Что будет с экономической ситуацией в Новосибирске в ближайшие годы?
  4. Куда пропали воробьи?
  5. Как получить гектар земли на Дальнем Востоке?
Текстовые трансляции