aif.ru counter
Екатерина СОСНИНА 0 153

Необычный полёт. Какое чудо совершили летчики над Сибирью?

Это произошло в сентябре 2010 года

Самолет терпел крушение и пилоты посадили его на заброшенном аэродроме.
Самолет терпел крушение и пилоты посадили его на заброшенном аэродроме. © / Романов Кирилл / АиФ

В новосибирский аэропорт Толмачёво на вечную стоянку прилетел самолёт ТУ-154 «Ижма», вошедший в историю после удачной аварийной посадки в аэропорту «Ижма». Привели его те же самые лётчики, Герои России, которые в 2010 году своими действиями спасли больше 80 человек, находившихся на борту. Корреспондент «АиФ Сибирь» встретился с героями.

Нечасто на взлётную полосу аэродрома пускают людей с фотоаппаратами и телекамерами. Но это был особый случай. Бело-голубой красавец-самолёт, совершая последний в своей жизни рейс, эффектно прошёлся над взлётной полосой на бреющем полёте, ушёл на второй круг, а потом сел и мягко подрулил к толпе встречающих.

За полчаса до смерти

Происшествие, которое в энциклопедиях назвали «серьёзным авиационным инцидентом», произошло 7 сентября 2010 года. ТУ-154М с 81 пассажиром на борту, пилотируемый Евгением Новосёловым и Андреем Ламановым, совершал перелёт из Удачного в Москву. Через 3,5 часа полёта на борту вышла из строя система электропитания. А вместе с ней – все навигационные приборы и насосы топливных баков.

Евгений Новосёлов немногословен, несмотря на настойчивые просьбы ещё раз вспомнить события восьмилетней давности: «Всё событие длилось 26 минут. Но нам эти минуты показались вечностью. По-настоящему страшно стало тогда, когда мы поняли, что не работают топливные насосы и керосина осталось на 30 минут полёта».

День 7 сентября 2010 года был пасмурный. Видимость – ниже среднего. С 10-километровой крейсерской высоты пилоты снизили воздушное судно до 3 км и пошли над рекой Ижма в расчёте приводниться. Заброшенный аэропорт увидели случайно.

Всё остальное российские авиационные эксперты и по сей день расценивают как чудо. Аэропорт не эксплуатировался с 2003 года и использовался только как вертолётная площадка. Несмотря на это, начальник вертолётной площадки Сергей Сотников по собственной инициативе поддерживал в нормальном состоянии взлётную полосу – вырубал кустарник, убирал мусор. Знал, что когда-то это спасёт жизнь восьми десяткам людей? Действительно, чудо.

Новосёлов и Ламанов приняли решение садиться на взлётную полосу в Ижме. Она изначально не была приспособлена для таких самолётов, как ТУ-154. Поэтому лайнер выкатился за пределы полосы и врезался в лес. Однако никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.

Благодарны за мужество

Пилоты говорят, что благодарны пассажирам того рейса за мужество – никто из них не устроил истерику, не впал в панику. Все неукоснительно выполняли команды бортпроводников.

Андрей Ламанов до сих пор поддерживает связь с Сергеем Сотниковым, которого лётчики считают своим спасителем. Он по-прежнему работает начальником вертолётной площадки и продолжает ухаживать за взлётной полосой – вдруг ещё кому-нибудь пригодится.

«Конечно, когда летели в последний рейс, испытывали грустные чувства. Жаль расставаться с машиной, на которой пролетали столько лет и столько пережили, – продолжает Евгений Новосёлов. – Но радует то, что самолёт не распилят на металлолом, а сделают музейным экспонатом».

Как рассказал начальник аэропорта Толмачёво Евгений Янкилевич, легендарный ТУ-154 поставят на постамент рядом с уже имеющимся в музее авиации Ил-28. Подняться по трапу героического лайнера, пройтись по салону и посидеть в кабине пилотов смогут все желающие.

Ту-154М (регистрационный номер RA-85684, заводской – 90А851, серийный – 0851) в результате аварии был сильно повреждён, и первоначально собственник  объявил о его списании. Главным аргументом было то, что даже в случае успешного ремонта на месте самолёту для взлёта будет необходима взлётная полоса длиной 2500 метров, в то время как ВПП в Ижме имеет длину лишь 1325 метров. Несмотря на это, позже всё-таки приняли решение на месте – в Ижме – заменить два двигателя, в которые попали деревья. А потом поднять лайнер с короткой полосы. Пилотировал аварийный борт лётчик-испытатель Рубен Есаян. Он сумел уложить разгон в 800 метров и благополучно довёл самолёт до Самары, где располагался авиаремонтный
завод.

8 октября 2010 года президент России Дмитрий Медведев присвоил командиру Евгению Новосёлову и второму пилоту Андрею Ламанову звание «Герой России». Остальные члены экипажа (штурман, бортинженер и бортпроводники) были награждены Орденами Мужества.

В феврале 2012 года начальник вертолётной площадки в Ижме Сергей Михайлович Сотников был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Когда начнутся и сколько продлятся новогодние каникулы-2019?
  2. Что ждёт новосибирцев после перехода на цифровое телевидение?
  3. При какой температуре можно не ходить в школу?