aif.ru counter
0 33

История в деталях. Городская организация ВЛКСМ объявила демобилизацию

Заводы, возведенные комсомольцами первых советских пятилеток, до сих пор работают, электростанции дают электричество, по железным дорогам ходят поезда.

В Новосибирске тоже действовали комсомольские стройки.
В Новосибирске тоже действовали комсомольские стройки. © / Татьяна Буянкина / "АиФ-Новосибирск"

Заводы, возведенные комсомольцами первых советских пятилеток, до сих пор работают, электростанции дают электричество, по железным дорогам  ходят поезда.

Мост через века

В Новосибирске комсомольцы построили второй железнодорожный мост, завод «Сибсельмаш» и многие другие крупные объекты.

В Сибири в начале 30-х годов прошлого века началось быстрое освоение Кузнецкого угольного бассейна. Весь Кузбасс превратился в ударную стройку. Чтобы обеспечить работу Урало-Кузбасского комбината, а заодно и разгрузить главную дорогу страны – Транссиб, необходима была новая железнодорожная линия Новосибирск – Ленинск протяженностью 300 км, а следовательно, и второй железнодорожный мост через Обь. Строительство моста началось в декабре 1930 года.

«Работали в 30–40-градусный мороз в три смены, круглосуточно, – пишет редактор сайта «Библиотека сибирского краеведения», автор многих статей об истории Новосибирска Людмила Кузменкина. – До ледохода предстояло собрать и опустить на дно реки восемь кессонов, а затем возвести на них опоры. На стройке катастрофически не хватало спецодежды, материалов да и рабочих рук».

Новосибирский горком комсомола объявил всю городскую организацию мобилизованной на строительство моста. Секретарь комитета комсомола стройки Родион Роганов вспоминал этапы строительства: «Была одна опора, которая считалась самым «узким местом»: кессон нужно опустить на глубину тринадцать метров. Много времени пришлось потратить на подготовительные работы – медленно продвигалось дело с забивкой шпунта. Миновал месяц. Опора росла какими-то робкими темпами. И тогда комсомол взял шефство над этой опорой, назвав ее «комсомольской».

Надвигался ледоход, но кессон еще не был опущен. На льду появились трещины. Комсомольцы соорудили временный настил, пробирались к месту работ с шестами. Вода поднималась до 20 см в сутки. Трудиться приходилось по колено в воде. 15 апреля лед еще не тронулся, но это должно было вот-вот произойти. Работы шли и ночью при свете факелов. Рискуя жизнью, комсомольцы, окруженные водой и ломающимся льдом, все-таки опустили кессон за два часа до начала ледохода.

17 октября 1931 года по новому железнодорожному мосту через Обь проехал первый поезд. С тех пор это инженерное сооружение носит имя Коммунистического Интернационала молодежи.

Штурмовые дни и ночи

Хранитель фондов музея Центра истории развития Ленинского района Новосибирска Лидия Нежинская показывает экспонаты, рассказывающие о другой комсомольской стройке – возведении завода «Сибкомбайн» (он же – «Сибтекстильмашстрой», «Сибсельмаш», комбинат №179).

Стройка крупного завода началась в декабре 1929 года. Он должен был выпускать 100 тыс. единиц сельхозтехники в год. По тем временам это была задача, неподъемная даже для промышленных гигантов таких индустриально развитых стран, как Англия и Америка. Советское правительство намеревалось таким образом показать всему миру экономическую мощь молодого социалистического государства.

Площадка, выбранная для строительства, была на болоте, за осушение которого взялись в 30-градусные морозы. Для этого в Новосибирске организовали общегородской субботник. Первыми на работу с тесаками и топорами прибыли курсанты местной военной школы. Крестьяне также приняли весьма активное участие – они занимались подвозом материалов, леса и кирпича. Весной 1930 года из разных уголков Сибири на эту стройку  привезли больше тысячи работников.

В докладе Валериану Куйбышеву, вместе с информацией о ходе строительства, начальник стройки Александр Морин докладывал о слабой квалификации кадров, плохой механизации стройплощадки. Морин отмечал, что проектную документацию институты Москвы и Ленинграда поставляют несвоевременно, и она имеет низкое качество. В том числе и по этой причине строительство шло с большим отставанием от графика. Чтобы наверстать упущенное, в октябре 1930 года на заводе объявили месячник штурма, дабы к 7 ноября отчитаться о выполнении плана на 101%. К осени 1931 года «Сибсельмаш» выпустил первый комбайн.

Екатерина Варгасова


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Установят ли в Новосибирске памятник Сталину?
  2. Как зимой не замерзнуть?
  3. Как собрать ртуть из разбитого градусника?