aif.ru counter
Светлана Фролова 0 115

Работа в Сибири. Кто нужен на рынке труда?

Какие специальности востребованы на рынке труда

Работа в Новосибирске.
Работа в Новосибирске. © / pixabay.com

В Сибири пытаются восстановить систему дополнительного образования, вписав её в школьную программу. Современные подходы сильно отличаются от тех, что были в советские времена. Часть родителей ими недовольны.  

Профориентирование

«Слышала, что в школах введут уроки, на которых будут учить не только столярному делу, но ещё и робототехнике и даже предпринимательской деятельности, – говорит жительница города Обь Ирина Токарева. – Такое ощущение, что современная школа совершенно оторвана от жизни. Детей учат тому, что никогда им не пригодится. Не понимаю: зачем, например, мальчикам уметь делать табуретки, если они в магазинах продаются? А какие-то роботы?»

Родители обеспокоены большой нагрузкой, ведь подросткам приходится учиться в общей сложности по 10 часов в день. Что понадобится им потом в жизни? 

В Новосибирской области внедряют курс по профессиональному ориентированию школьников. Задача эта сложная. В советское время действовала система учебно-производственных комбинатов. Это были организации, обеспечивающие старшеклассникам начальную профессиональную трудовую подготовку. Но в 90-е их ликвидировали. 

Сегодня в России пытаются восстановить всю систему дополнительного образования, но уже в современных условиях. Не так давно появились «кванториумы» – это технопарки для детей от пяти до восемнадцати. Проект, поддержанный Владимиром Путиным, ставит своей целью вовлечь как можно больше учащихся в инженерно-конструкторскую и научно-исследовательскую деятельность. Но «кванториумы» – это по сути своей Клубы юных техников, которые существовали раньше. 

Профориентация работает в нескольких десятках школ и гимназий. «Дети занимаются робототехникой, программированием, предпринимательством, – рассказал и. о. министра образования Новосибирской области Сергей Федорчук. – И первые в России начали внедрять куборо-конструирование (деревянный развивающий конструктор) в начальной школе. Образовательные учреждения могут выбрать для себя разные направления профспециализации, исходя из интересов детей».

Кстати, педагоги говорят, что у части школьников появился интерес к профессиям, для которых совсем не обязательно получать высшее образование. А вот после девятого класса бывшие школьники нередко идут в колледж. Как считают специалисты, это хороший признак. Ведь заводы, предприятия давно уже испытывают дефицит кадров. Но колледж – вовсе не означает, что ребёнок отсечён от высшего образования. Он учится практике. Человек с инженерным складом ума может менять мир вокруг себя. Эксперты считают, что умение работать руками поможет и управленцу, и инженеру, и менеджеру. И инновации, которые сегодня внедряют в образовании, ценны именно этим.

Проблемы – старые

Но инновации инновациями, а застарелые проблемы из школ, увы, пока никуда не делись. В мегаполисе большинство школ переполнены, дети занимаются в две смены. 

«В классах некоторых образовательных учреждений учиться должны 20 детей, а занимаются 30, – признаёт Сергей Федорчук. – Но есть муниципалитеты, где, наоборот, среднестатистическая наполняемость класса небольшая – 9–14 детей. Мы проблему знаем и стараемся её решить. За три последних года школ в регионе построили больше, чем за 10 предыдущих лет».

В этом году в регионе открыты четыре новых школы, две введены после капитального ремонта. Сергей Федорчук сообщил, что к сентябрю 2019 года на территории области откроются ещё шесть – в Новосибирске, Бердске и Кольцово. В стремительно развивающемся микрорайоне «Чистая Слобода» в Новосибирске в канун Нового года откроет двери для школьников новая школа.

Серьёзная проблема с дефицитом учителей, особенно в сельской местности. Не хватает учителей по английскому языку, физике, химии и другим предметам. И тогда специалистов направляют на переподготовку, чтобы могли преподавать не один предмет, а два. К слову, в советское время тоже была такая практика.

«Мы не можем сразу решить все проблемы, накопившиеся за последние 10–15 лет, – говорит Сергей Федорчук. – Но мы будем двигаться в этом направлении».

В Лондоне тоже очередь

Руководитель международного агентства по развитию карьеры и бизнеса, мама семилетней Элизабет Софии Ольга Сильверман:

– Мы живём в Лондоне уже больше 7 лет. В Англии есть общепринятая система образования и внутри неё много нюансов и ответвлений. При внешней жёсткости в границах она многообразна в наполнении.

Дети идут в школу в 4 года. Занятия начинаются в первой половине сентября (в разных школах эта дата может отличаться незначительно). Первая ступень – Primary – длится с 4 до 11 лет. Внутри может быть ещё деление на Infant (4–7 лет) и Junior (7–11). В государственные школы распределение проходит по территориальному признаку. Документы сдают осенью, а в марте узнают номер учебного заведения. Обычно «мамские» группы кипят от слёз радости и разочарования. Можно попросить три школы и получить место или «первого выбора» (самую предпочтительную), или вообще не самую хорошую. Апелляция достаточно длительна, у родителей работа, поэтому чаще всего соглашаются, но становятся в лист ожидания.

Кроме государственных, есть ещё частные школы, церковные (католические и англиканские (ChurchofEngland).
В некоторых из них до сих пор сохраняется раздельное обучение по половому
признаку.

Вторая ступень обучения – с 11 до 16 лет (SecondarySchool). Туда тоже подаётся отдельная заявка, и в очередной раз родители напряжённо ждут дня распределения. Есть ещё отдельная категория – GrammarSchools – для одарённых детей: туда конкурс на поступление доходит до 200 человек на место, а подготовку к вступительным экзаменам могут начинать лет с 8. GrammarSchools тоже могут быть раздельными по половому признаку.

Все государственные и частные школы учат детей с 11 до 16 лет и готовят их к получению GCSE (General Certificate of Secondary Education) – общего свидетельства о среднем образовании. После 16 лет подросток может пойти в колледж или начать работать, а может остаться и учиться ещё два года для сдачи выпускных экзаменов A-Level. Выбор предметов определяет сам ученик. Результаты экзаменов потом отправят в университеты для участия в конкурсе на поступление.

Средний балл всё ниже?

Председатель Новосибирского отделения Общероссийского общественного движения «Всероссийское родительское собрание» Ирина Вишневская:

– И для ребёнка, и для родителя важны не инновации, а в первую очередь качество обучения. Какие методики будут использованы – старые или новые – не так важно. Если интерактивная доска или уроки робототехники, например, будут помогать ребёнку в развитии его жизненно важных навыков – это хорошо. Но ведь как-то наши учителя в советское время обходились и без этих досок. Проблема в том, что при всех инновациях современные дети часто не могут ответить на самые простые, банальные вопросы. Уровень образованности и эрудиции в стране стремительно падает. И к тому же ежегодно снижается средний балл ЕГЭ. Может, это повод задуматься и изменить что-то в образовательном процессе?

Меняем подходы

Губернатор Новосибирской области Андрей Травников:

– В прошлом году провели опрос среди студентов средних специальных и высших учебных заведений. И только десять процентов студентов, выбирая свою специальность, представляли, по какой профессии будут работать. Остальные выбирали «модную» профессию либо ориентировались на советы друзей и родных. Необходимо менять подходы к системе профориентирования, дополнительного образования, выбора профессий. Школа должна стать местом, где дети учатся выбирать дело своей жизни. Необходимо выстраивать траекторию профессионального роста, развития. Кроме того, важно решать и другие задачи, поставленные президентом страны. Например, по обновлению содержания и совершенствованию методов обучения предметной области «Технология». Важно и развивать кадровый потенциал отрасли образования Новосибирской области.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Какие изменения ждут систему ОСАГО?
  2. Сибирские города – самые опасные для жизни?
  3. Кто стал новым прокурором Новосибирской области?